Свет и цвет в природе
Приступая к малярным работам, любому неспециалисту следует
хоть немного узнать о влиянии света на цвет, ведь от этих характеристик зависит
верный подбор оттенка для ваших стен, полов, потолков. Часто бывает, что
краска, которая в магазине выглядела интересно и свежо, смотрится бледно и
негармонично, будучи нанесенной на поверхности в помещении квартиры. Наша
статья позволит вам получить более точное представление о науке цвета и
его взаимодействии со светом.
Итак, начнем с определений. Свет – это лучистая энергия, которую производят
различные источники, как естественные (солнце, луна, звезды), так и
искусственные (электрические лампы и свечи). Цвет в свою очередь получается в
результате реагирования предмета на световые волны и закономерно зависит от
спектрального состава этих излучений.
Таким образом, способность предмета к поглощению, пропусканию или отражению
лучей является основой, определяющий его видимый цвет.
В ярком освещении можно увидеть исходный цвет предмета, однако, как правило,
это редко кому и когда удается. Так как, несмотря на относительное постоянство,
природный цвет выглядит немного иначе для человеческого глаза за счет влияния ряда
факторов:
- Влияния контрастных «соседей»;
- Физических свойств поверхности предмета;
- Воздушной среды;
- Расстояния, на которое удален предмет от наблюдателя;
- Силы и спектрального состава прямых и отраженных лучей.
То есть, мы, безусловно, знаем, что трава зеленая, а
клубника красная, однако та же самая клубника будет выглядеть абсолютно иначе с
близкого расстояния в солнечный день и разглядываемая издалека дождливым
вечером.
Фактически человеческий глаз не способен различать чистые цвета – каждый из
объектов мы видим с многочисленными цветовыми оттенками.
Цвета разделяются на две категории:
- Ахроматические цвета, к которым относят белый, черный и серый, не обладают цветом и различаются друг от друга по светлоте. Белый цвет даже с еле уловимым желтоватым оттенком будет относиться к хроматической категории.
- Хроматические цвета – спектральные цвета с учетом всех промежуточных оттенков.
Для разделения хроматических цветов существуют несколько определяющих критериев:
- Цветовой тон – характеристика цветности, которая определяется длиной волны, соответствующей доминирующему монохроматическому излучению.
- Светлота – оттеночная характеристика, ее показатели варьируются в пределах от чисто белого до спектрального цвета.
- Насыщенность – показатель количественного содержания чистого монохроматического цвета в световом потоке.
Еще одна важная характеристика цвета – это его заметность. Заметность может быть:
- Абсолютной
- Относительной (цвет, заметный не по своей природе, а за счет выделяющейся светлоты на фоне ближайшего окружения)
Заметность цвета необходимо учитывать, желая привлечь
внимание к определенной части композиции, интерьера. Наиболее заметными
считаются насыщенные оранжево-красные тона, синий цвет наименее выдается с этой
точки зрения.
Зависимость цвета от света
Цветной световой поток, попадая на поверхность предмета, логично влияет на его
окраску. Разумеется, предметы меняют оттенки, руководствуясь определенными
правилами:
- Предметы, окраска которых попадает в один тон со световым потоком, получают увеличение насыщенности цвета;
- Цвета противоположного оттенка становятся менее насыщенными и темнеют;
- Остальные цвета слегка окрашивается под цвет освещения.
Соответственно, так как искусственный свет электрических лам является желто-оранжевым, он придает соответствующий оттенок всем предметам, находящимся в зоне его достижения:
- Красный цвет становится более светлым и насыщенным;
- Желтый помимо осветления теряет насыщенность;
- Оранжевый цвет светлеет, но при этом приобретает красные оттенки;
- Голубой, синий, фиолетовый и цвет морской волны темнеют – при этом голубой зеленеет, синий делается менее насыщенным, а фиолетовый кажется красноватым.
Красный свет солнца на закате или рассвете придает всем
цветам соответствующие оттенки. Зеленые предметы темнеют, красные логично
приобретают особую насыщенность.
На изменения цвета влияет не только цветность светового потока, но и
интенсивность освещения:
- Яркое освещение «обеляет» предметы;
- Слепящий свет окрашивает вещи в желтый;