ВИНТОВАЯ ЛЕСТНИЦА – ОТ РЫЦАРСКОГО ЗАМКА ДО КОТТЕДЖА
В период Средневековья вместе с широкомасштабным возведением замков и крепостей повсеместное распространение получают винтовые лестницы – надо же было как-то подниматься на замковые башни или спускаться в темный лабиринт подземелий. Помимо неоспоримой компактности, крутая и узкая лестница в башне служила также еще и конструктивным элементом защиты. Подниматься снизу вверх враги могли только поодиночке, принимая бой одон на один. Двигаясь по часовой стрелке, вооруженный мечом захватчик не мог наносить наиболее сильные удары справа налево, поскольку пространство для замаха ограничивала расположенная справа от него несущая колонны башни, да еще к тому же на пути его оружия оказывался собственный щит.
Однако подобная винтовая лестница в виде левой спирали характерна не для всех замков. Так в родовом замке графов Вальдштейнов (на немецкий лад Валленштейнов) лестницы были закручены наоборот – против часовой стрелки. Изучив историю этого знатнейшего рода Богемии, исследователи пришли к выводу, что причина кроется в таком, незначительном на первый взгляд, факте – среди рыцарей преобладали левши, а все преимущества для защитников «стандартной» закрутки винтовой лестницы распространяются только на правшей. Сооружение винтовой лестницы требовало проведения предварительных математических расчетов, что привело к появлению гильдий лестничных мастеров, которые ревниво оберегали свои профессиональные секреты от непосвященных.
Впрочем уже в позднем Средневековье с появление и развитием осадного вооружения, особенно после появления пушек, замки перестали быть надежным форпостом, когда даже небольшой гарнизон мог предотвратить продвижение преобладающих сил противника. Битвы переместились в чисто поле, а замки стали усадьбами для родовитой знати. Теперь, когда во главу угла ставилось не повышение уровня защищенности, а комфорт и красота сооружения, винтовые лестницы стали важным элементом архитектурного дизайна.
Но «родилась» винтовая лестница задолго до того времени, когда начали возводить замковые башни. Первым письменным источником, в котором встречается упоминание о винтовой лестнице, считается одна из четырех исторических книги Ветхого Завета - Третья книга Царств (560-550 гг. до н.э.). Приведенное в ней описание Храма Соломона сообщает потомкам, что «По круглым лестницам восходили в средний ярус, а от среднего в третий». Самая древняя из винтовых лестниц, о которой можно не только прочесть, но и увидеть воочию, находится в археологическом парке Селинунт (Selinunte) возле деревни Маринелла (Marinella) на южном побережье о. Сицилия. Более 2500 лет назад на этом месте процветал античный город Селинунт, от которого до наших дней дошли величественные руины древних храмов. Поскольку, каким именно богам возводились эти храмы доподлинно неизвестно, археологи для их обозначения используют буквы. Именно среди остатков колон и мраморных глыб возведенного в 480 г до н.э. Храма А сохранилась легко узнаваемая часть самой старой винтовой лестницы.
А вот для того, что бы увидеть самую старую винтовую лестницу, которая и спустя десятки веков в полной мере выполняет «обязанности», возложенные на нее архитектором при создании, необходимо отправится в Рим, куда, как известно, ведут все дороги. А вот для того, что бы увидеть самую старую винтовую лестницу, которая и спустя десятки веков в полной мере выполняет «обязанности», возложенные на нее архитектором при создании, необходимо отправится в Рим, куда, как известно, ведут все дороги.
В далеком 113 году под руководством величайшего архитектора империи грека Аполлодора Дамасским в центре форума императора Траяна была воздвигнута колонна в честь победы того же императора над даками. С того времени колонна стоит на одном и том же месте практически без изменения, только бронзового орла на ее вершине сменила сначала статуя императора Траяна, а в 1588 году по повелению папы Сикст V – апостола Петра.
Снаружи ствол этого 38 метрового сооружения из каррарского мрамора огибает каменная «лента» барельефов, изображающая в камне подробную летопись о двух войнах Древнего Рима с Дакией. А вот внутри находится интересующий нас объект – винтовая лестница из 185 ступеней, ведущая из вестибюля в постаменте колонны к смотровой площадке на капители. Благодаря оригинальному архитектурному приему в светлое время суток для перемещения по лестнице нет необходимости в использовании факелов. Хорошую освещенность обеспечивают 42 отверстия (по одному на каждую четверть поворота спирали), наружная площадь которых не превышают журнальную страницу, но резко расширяется внутрь колонны.
Сегодня благодаря применению различных природных и искусственных материалов и развитию технологии их обработки винтовая лестница может приобретать как степенный солидный, так и причудливый сказочный вид. Но, учитывая специфику подъема и спуска по подобной лестнице, ее редко когда используют в качестве основной для частого перемещения. Во внутреннем убранстве помещения винтовая лестница играет в основном роль изюминки дизайна интерьера.
Источник: http://komfortnyj-dom.info