Навигация

ГлавнаяПлиточные работы → Керамическая плитка — гениально и просто

Керамическая плитка — гениально и просто

керамическая плитка

Искусство со смыслом

Любой отделочный материал хранит свою неповторимую насыщенную фактами историю, которая зиждется на прочном фундаменте из практического опыта древних зодчих. В те памятные времена руки мастеров творили шедевры со знанием не только дела и материала, но и глубокого смысла изображаемой символики.

К примеру, построенные в 575 г. до н.э. Вавилонские ворота с рельефным изображением животных были посвящены Иштар – богине плодородия и любви, войны и распрей. Лучшие мастера Вавилона по приказу царя Навуходоносора в долгих и упорных трудах выстраивали ворота Иштар из кирпичей, а затем покрывали ярко-голубой, жёлтой, белой и чёрной глазурью.

…Так зарождалось искусство создания керамической плитки, прототип которой в начале XVII века был использован для облицовки стен храма «Голубая мечеть», построенного в г. Стамбул. Плитка изготавливалась известными на весь мир изникскими мастерами по гениальной и простой формуле: глина + вода + огонь = керамическая плитка.

Именно эта сумма трех ключевых первоэлементов стала для нас бесценной книгой жизни, по которой сквозь призму гончарного искусства можно изучать тайны ушедшей реальности. А все потому, что с каждым новым историческим пазлом формируется все более четкая и ясная картина культуры и быта наших праотцов и праматерей.

Так что же такое керамика и почему уже сегодня благодаря подобным находкам и открытиям производство керамических изделий приобрело всемирный масштаб?

Слово «керамика» имеет два перевода с древне-греческого языка: «keramos» — «глина» и производное от него «keramike» — «гончарное искусство», которое ранее включало в себя следующие технологические методы производства:
на начальном этапе процесса создания одного из древнейших отделочных материалов готовилась пластичная масса из глины, воды, песка и других природных материалов, например, мелко порубленной соломы,
затем этой густой смеси придавали нужную форму,
и оставляли сохнуть на солнце, на продолжительное время;
далее применялись такие разнообразные техники, как: роспись изделий символическими орнаментами и глазурование различных рисунков в виде растений и животных с помощью блестящей легкоплавкой эмали белого, зеленого, голубого, черного, синего, фиолетового, желтого и даже красного цвета. Толщина глазури достигала 15 мм, что увеличивало процент прочности и долговечности изделий;

после продукт обжигали на первобытном костре, позднее – при высокой температуре в гончарной глиняной печи, высота которой превышала человеческий рост. Печь напоминала расширяющуюся кверху трубу с дверцей, расположенной внизу, через которую загружали топливо.


Керамика на любой вкус и цвет

Можно выделить четыре основных вида керамики: майолика, фаянс, фарфор и шамот.

Такая разновидность керамики, как майолика, берет свое начало тысячелетней истории в Египте, Вавилоне и других странах Древнего Востока. В Российской империи майолика стала популярна после основания в 1740-х гг. купцом Афанасием Гребенщиковым московской фабрики по производству посуды из майолики.

Для создания таких майоликовых изделий, как: декоративные панно, наличники, изразцы и пр., использовалась и используется красная глина с крупнопористым черепком, которую обжигают при температуре 980—1050°С и щедро покрывают цветной глазурью. В результате получается яркий блестящий продукт с плавными, массивными формами и контрастным сочетанием цветов подглазурного рисунка.

Отличить Фаянсовое изделие от майоликового не составит труда, поскольку основным рабочим материалом является не красная глина, а белая, которая, благодаря непрозрачному белому цвету, выступает в качестве фона для оригинальной росписи, рельефов и цветной глазури.

Например, многоцветная или синяя кобальтовая подглазурная роспись была актуальна во Франции в середине XVI веке. В России фаянсовые заводы появились только в начале XIX века, в частности Киево-Межигорский завод и завод Ауэрбаха в Тверской губернии (сегодня — Конаковский фаянсовый завод). Но самыми популярными были и остаются иранские изделия, которые украшаются цветными эмалями по кремовой глазури.

Из фаянса изготавливаются облицовочные плитки, архитектурные детали, посуда, умывальники, унитазы и др. Обычно температура обжига изделий варьируется от 1150 до 1250°С.

Фарфор — это экологически чистый керамический продукт, который, благодаря высокой прочности материала, не пропускает через себя ни молекулы воды, ни молекулы газа. Будучи в тонком слое материал просвечивается насквозь, а при малейшем касании деревянной палочкой издает волшебный высокий звук. Звонкий, белоснежный, хрупкий, но вместе с тем непроницаемый фарфор покоряет всех своей роскошной изящной формой.

Долгое время способ приготовления загадочных фарфоровых изделий хранился в секрете китайскими производителями, которые стали родоначальниками этого противоречивого вида гончарного искусства в 620 году. И только в 1708 году немецкие экспериментаторы — математик Чирнгауз и алхимик Бёттгер — смогли получить европейский фарфор.

Состав фарфора содержит каолин, кварц, полевой шпат и пластичную глину. Такая сложная по составу однородная масса формуется и обжигается при температуре до 1400°С.

Россияне же открыли секрет производства твёрдого фарфора заново благодаря сподвижнику Ломоносова Д. И. Виноградову. Следствием этого открытия стало переименование в 1765 г. Невской порцелиновой мануфактуры в Императорский фарфоровый завод, который на сегодняшний день является старейшим и крупнейшим предприятием по производству художественных фарфоровых изделий.

Удивительные шамотные изделия можно смело именовать творением не человека, а природы, поскольку по внешнему виду они напоминают не искусственно созданный продукт, а скорее натуральные выветренные камни с трещинками, сколами и щелями.

Добиться такого уникального эффекта максимальной естественности и натуральности можно, при условии спекания глины и каолина при температуре 1200—1500°C. В этом случае происходит полная потеря пластичности материала и удаление из него химически связанной воды. В результате получается готовая основа в теплой оттеночной гамме, которая варьируется от песочного до коричнево-красного цвета. Затем основа изделия покрывается прозрачной или непрозрачной глазурью и подвергается кратковременному обжигу (от 10 до 30 минут) при температуре от 900 - 1150°С.

Технология глазурования и повторного обжига изделий из шамота – это творческий процесс создания произведений искусства, которые могу иметь гладкую или шероховатую фактуру поверхности, напоминающую крокодиловую кожу или бархат с металлическим или опаловым эффектом.

Колонны, капители, камины, фонтаны, рельефные панно, напольные вазы, мелкая скульптурная пластика, светильники, декоративная облицовочная плитка – сочетание этих элементов архитектурного декора с натуральным деревом и камнем позволит создать гармоничный, оригинальный и поистине мистический дизайн интерьера и ландшафтный дизайн.

Современная керамика
облицовочная плитка выпускается в форме квадрата или прямоугольника и используется, как правило, для укладки на стенах в ванной комнате, кухне или прихожей.
напольная плитка выпускается в форме квадрата и используется для укладки полов в прихожих, ванных комнатах, кухонных зонах и т.д.
декоративное панно представляет собой цельный концептуальный рисунок и применяется для украшения коллекций настенной плитки.
бордюры и карандаши имеют рисунок, подобный рисунку на декоре и служат для отделения «верха» и «низа» выкладки.


На сегодняшний день керамика — это и один из самых современных и передовых материалов, получивший широкое распространение в строительстве, быту, электронной промышленности, машиностроении, ядерной энергетике.


Добавить комментарий:
Имя:
E-mail: